ILSAC (International Lubricants Standardization and Approval Committee) – это международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов. Организация создана в 1992 году по соглашению между JAMA (Японская ассоциация автопроизводителей) и AAMA (Американская ассоциация автопроизводителей) для определения потребностей, определения спецификаций и лицензирования смазочных материалов. Именно по этой причине, вы вряд ли сможете найти европейского автопроизводителя, который опирается на нормы ILSAC.
Нормы ILSAC получили широкое распространение, и до сегодняшнего дня активно используются автопроизводителями Японии и Кореи. Европейские же производители всё чаще опираются на специальные требования, и на параллельные требования спецификаций ACEA.
Все масла по спецификации ILSAC которые вы можете купить на сегодняшний день (март 2020 года) в рознице – энергосберегающие. Экономия топлива достигается за счёт понижения (на горячую) и внедрению в пакет присадок модификатора трения, чаще всего это молибден. Не путать с дисульфидом молибдена, что даёт маслам характерный графитовый цвет.
Все масла ILSAC параллельно выполняют и требования API, но не все масла API выполняют требования ILSAC. Это касается именно требований по энергосбережению.
Масла ILSAC применимы только для бензиновых двигателей.
Для дизельных моторов применимы спецификации ACEA (B3, B4, C1, C2, C3, C4, С5), JASO (DH-1, DL-1), или специальные требования автопроизводителей (MB 229.51, BMW LL-04, VW 507 00 и другие).
Спецификация устарела. Стандарт масел ILSAC GF-1 опирался на требования API SH. Опубликован в 1993 году и заменён на ILSAC GF-2 уже в 1996 году.
Спецификация устарела. Применима только к классам вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX и 10W-XX. Масло должно соответствовать требованиям API SJ. Требования стандарта ILSAC GF- 2 опубликованы 15 октября 1996 года. ILSAC GF-2 масла имеют ограничение по содержанию фосфора в 0,10% по сравнению с максимумом 0,12% в ILSAC GF-1.
Спецификация устарела. Применима к маслам вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX и 10W-XX. Должно соответствовать требованиям API SL. В сравнении с ILSAC GF-2 обладает улучшенными топливосберегающими свойствами. Требования стандарта ILSAC GF- 3 опубликованы 15 октября 1996 года.
Спецификация устарела. Заменена на ILSAC GF-5, с улучшением всех эксплуатационных характеристик. Должно соответствовать требованиям API SM. Получение лицензии стало возможным с 14 января 2004 года. Масло ILSAC GF-4 имеет ограничение по содержанию фосфора до 0,08% по сравнению с максимумом 0,10% для GF-3 и пределом серы в зависимости от класса вязкости, для поддержания приемлемой защиты катализатора от разрушения.
Спецификация ILSAC GF-5 представлена в октябре 2010 года. На данный момент ILSAC GF-5 актуальная спецификация масел. В свободной продаже в РФ реально встретить только ×W-20 и ×W-30. «Сороковок» просто не существует.
Спецификация GF-5 превосходит требования GF-4 по обеспечению защиты поршней и поршневых колец от высокотемпературных отложений. Обладает улучшенной защитой от износа, прокачиваемостью при отрицательных температурах, уменьшенной испаряемостью. Подходит для турбированных моторов. Масло ILSAC GF-5 также имеет ограничение по содержанию фосфора до 0,08 %, и пределом серы в зависимости от класса вязкости, для обеспечения приемлемой защиты катализатора от разрушения. Обладает способностью противостоять сохранять свои характеристики при эксплуатации мотора на биотопливе E85.
Масла соответствующие ILSAC GF-5, превосходят по своим характеристикам масла, соответствующие ILSAC GF-4 и более ранним версиям, и могут использоваться взамен устаревших спецификаций ILSAC.
Стандарт разработан и утверждён. Начало действия данного стандарта назначено на 1 мая 2020 года.
ILSAC GF-6 является новым отраслевым стандартом для моторных масел для легковых автомобилей. Моторные масла GF-6 будут способствовать большей экономии топлива при одновременном улучшении контроля износа и отложений по сравнению с их аналогами GF-5. Эти новые моторные масла защитят от износа цепи привода ГРМ и низкоскоростного предварительного воспламенения рабочей смеси (LSPI), потенциально разрушительного явления, которое происходит в двигателях с системой GDI (прямой впрыск бензина). Кроме того, потребители получат выгоду от новых масел ILSAC GF-6 в областях сохранения экономии топлива, износа и защиты от LSPI с беспрецедентным контролем содержания осадка и отложений.
Когда в 2020 году будут введены новые моторные масла ILSAC GF-6, они будут доступны в двух подкатегориях для различных поколений технологий двигателей.
ILSAC GF-6A в соответствующих классах вязкости (SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30, 10W-30) будет иметь обратную совместимость и с предыдущими классами ILSAC, и иметь сертификационный знак API «Starburst».
ILSAC GF-6B будет использоваться только для SAE 0W-16 и не будет иметь обратной совместимости по уважительной причине: большинство существующих двигателей не были спроектированы для работы на масле с низким уровнем вязкости. Следовательно, масла, соответствующие требованиям ILSAC GF-6B, будут иметь совершенно новую сертификационную марку на своей передней этикетке, чтобы отличать их от моторных масел GF-6A. Намного подробней о новой спецификации можно прочесть тут.